Лакирование полиграфии – важный послепечатный процесс
Постпечатные работы играют важную роль в производстве современной полиграфической продукции. Лакирование (нанесение лакового покрытия на бумагу) - один из самых популярных и даже модных видов обработки готовых тиражей. С его помощью бумага становится прочнее и надежнее, а изображения начинают играть новыми, весьма оригинальными красками.
Цели и предназначения
Если остановиться на функциональном назначении лакирования более подробно, то мы увидим, что этот вид обработки может решить многие насущные задачи:
- повысить механическую прочность изделия;
- защитить свежую краску от соприкосновения с посторонними предметами;
- привлечь внимание к товару за счет глянцевого блеска;
- усилить контраст между текстом и изображением;
- способствовать защите материала во влажных или химически активных средах;
- акцентировать внимание на отдельных элементах изображения;
- увеличить тактильные свойства материала, создав эффект выпуклости;
- усилить либо снизить яркость отдельных цветов;
Технологические варианты
Виды полиграфического лакирования отличаются по способу нанесения лака и по покрываемой площади. При сплошном лакировании задействуется вся поверхность изделия, а при местном лак наносится выборочно на отдельные участки бумаги. Второй способ обычно применяется для создания визуального эффекта объема. Сплошная и выборочная лакировка также могут сочетаться в одном оттиске.
Виды лаков
Для достижения различных эффектов применяются разнообразные виды лаков, которые можно объединить в четыре условных типа.
- Офсетные или масляные лаки - самые доступные по цене и применяемые на любых видах полиграфической продукции. Их основное преимущество в том, что невооруженным глазом офсетные лаки различить почти невозможно, так как они обладают той же химической структурой, что и офсетные краски.
- Ультрафиолетовые лаки (УФ-лаки). Производятся на основе акриловых смол и могут затвердевать только под ультрафиолетовым излучением, но высыхают мгновенно. Позволяют достигать наиболее жесткого и устойчивого лакового слоя. При этом достаточно дороги и обладают резким неприятным запахом.
- Спиртовые и спиртоводные лаки. Используются только в машинном лакировании. Быстро сохнут и не меняют цвета, но на тонких сортах бумаги их использовать нежелательно. Возможна деформация материала.
- Водные или дисперсионные лаки. Сохнут долго, естественным путем (за счет испарения воды). Но с экологической точки зрения являются наиболее безвредными из всех. При этом считаются высокопрочными, с высокой точностью сохранения цвета.
Кроме того, лаки подразделяются и по эффекту блеска на глянцевый, матовый и перламутровый.
Критерии выбора
Как же определить, какая технология и какой лак нужны для покрытия вашего конкретного вида продукции, и нужны ли вообще? Наиболее востребованной услуга лакирования оказывается при производстве следующих полиграфических изделий:
- все типы упаковочных материалов
- визитки представительского класса
- папки для бумаг
- практически все изделия из картона
- календари
- блокноты
- шелкографическая продукция
Для наиболее точного определения типа лакирования надо учесть такие технические свойства бумаги, как впитываемость и плотность. Принимается во внимание и используемый для печати тип краски, вернее, ее химический состав. Лишь после проверки соответствия лака всем используемым для печати материалам, можно определиться с типом лакирования и приступить к нему.